Далеко не часто в странах СНГ проводятся международные фестивали электронной экспериментальной музыки. На данный момент подобное устремление только развивается, причем, хочется отметить, весьма активно. В этом году несказанно порадовало мероприятие, обозначившее себя как
Monofest, где можно было услышать много новой музыки и познакомиться с творчеством музыкантов из разных стран, представляющими сцену музыкального андеграунда уже не первый десяток лет. Организатором фестиваля выступил небезызвестный
Дмитрий Васильев, который занимается деятельностью лэйбла
Monochrome Vision и уже долгое время выпускает серию подкастов, ориентированных на освещение независимой электронной музыки (
IEM Podcast). Собственно, в аннотации к фестивалю указано, что инициатива в его проведении была направлена на расширение деятельности вышеуказанного лэйбла. Первый раз Монофест прошел в 2012 году, и вот уже второй год на его концертах собираются люди, заинтересованные в инновационных экспериментах со звуком и в современном искусстве в целом.
Интервью с Дмитрием Васильевым (севастопольское телевидение)
Фестиваль стартовал в Киеве и, побывав в Одессе, переместился на юг Крыма, вместив достаточно многочисленную аудиторию в севастопольском клубе «Хрусталь». По словам организатора, Севастополь в этом плане «побил все рекорды», некоторым даже не хватило сидячих мест. В том же Киеве на концерт пожаловало всего около 15 человек. Тем не менее, становится заметным, что с каждым годом количество людей, проявляющих подлинный интерес к нестандартному звучанию, значительно увеличивается. До популярности среди масс слушателей еще далеко, но это и не предполагается. К тому же, Монофест своего рода специфическое явление: в концертной программе фестиваля участвуют зарубежные гости, известные в очень узких кругах, чья деятельность приходится по вкусу Дмитрию Васильеву, который обеспечивает подобающий высокий уровень организации и проведения этого мероприятия.
Программа фестиваля началась с увлекательных лекций, посвященных музыкальным экспериментам. Ведущими были все те же приглашенные музыканты, причем все они, как выяснилось, так или иначе занимаются преподавательской деятельностью. Например, француз
Филипп Бланшар,
Lieutenant Caramel, является учителем музыки в одной из школ во Франции. А у
Джона Гжинича (John Grzinich), музыканта, рассказывающего о исследованиях звуков природы, шорохов насекомых и о других не менее интересных акустических опытах, в Эстонии есть свой культурный центр, где он, его жена и все, кто не равнодушен к сфере современного искусства, организуют разные мероприятия и инсталляции, расширяющие грани познанного и непознанного. В одном из проектов Джона, которые он представлял публике, изучались дыхание города, индустриальные шумы и их восприятие посредством человеческого слуха. Люди должны были сосредоточить свое внимание на том, какие именно звуки их окружают, познать свою среду обитания с разных звуковых сторон и ощутить, при этом, разницу: будучи помещенным в «естественные» условия (крыша высотного дома, железнодорожные пути и т.д.) происхождения того или иного звука человек, в первом случае, слушал в изоляционных наушниках запись городских шумов, а затем снимал их и уже сам внимал звучащему потоку и всей той полимерной насыщенности, которая присутствует вокруг него. О, если бы все уроки музыки были настолько занимательными и преподнесенными с таким же искренним энтузиазмом!
Экспериментальная сцена, самое главное действо обозначенной даты, развернулась в камерном помещении «Хрусталя». Вечер выдался яркий, теплый, полный свежих впечатлений, музыкальных откровений. Хотя, по правде говоря, не на всех участников фестиваля распределилось одинаковое количество аплодисментных децибелов. Открывали севастопольскую часть Монофеста местные молодые электронщики
Peopalop. Используя минимальное количество звуков, музыкантам, на мой взгляд, не удалось поразить публику, которая и без того сыта по горло синтетической, неоживленной музыкой. Ощущалось неуверенное владение микшером, хаотичный набор микрозвуков выбрасывался в пространство и преобразовывался ровно в ничего. Топтание на одном месте, движение вокруг мертвой точки ни к чему не привели, оставив только смутный осадок после выступления. Тем не менее, никто не мешает ребятам развиваться. Не исключено, что когда-то творчество Peopalop перерастет во что-то более осязаемое и целостное.
|
Astma |
Приняли музыкальную эстафету российко-немецкий дуэт
Astma, который является одним из проектов нашумевшего за последнее время шумовика
Алексея Борисова, участвовавшего во многих андеграундных сэйшенах нынешнего года (например, мне удалось побывать на
Mikroton live, что прошел в Ярославле, и на киевском нойзовом вечере
Kvitnu live: Miкроформат: и там, и там, музыкант импровизировал с некого рода рацией-микрофоном, наговаривая трудноразберимые фразы, утопающие в нарастающем гуле шумов и скрежетов; были мысли о том, что здесь он так же не отступит от заданной траектории, однако, все оказалось совсем иначе). Вместе с
Ольгой Носовой, участницей названного коллектива, А. Борисов сбивали дыхание всех собравшихся. В ход шли самые необычные музыкальные источники: небольшие дудочки, звенящая детская неваляшка, малогабаритная арфа, – все это смешивалось с волнами невесомой электроники, с напевами, которые закручивали вокруг себя весь остальной калейдоскоп звуков. Такое достаточно психоделическое звучание развернуло пространство для воображения, в котором каждый предмет становился одушевленным, подобно тому, как в мультфильмах пляшут и поют чайник с кружечками. Кое-где, хотелось бы отметить, даже проскальзывал бит. Astma оказались для меня открытием, их сэт был очень разноплановым, экстраординарным и образным.
Когда пришло время следующего участника явить в свет свое творчество, весь зал вдруг погрузился в сплошную темноту. Негромкие шепоты, чьи-то переговоры постепенно затихали по мере того, как откуда-то из глубины мрака доносился голос Джона Гжинича – сам маэстро спрятался позади слушателей. Очень смелое и оправдывающее себя заявление Джона позволило во всем помещении установиться кристальной тишине: «If you’re talking, you are not listening. If you are not listening, you are not hear. If you are not hear, you are not here. If you are not hear, you are nowhere. If you’re nowhere, you don’t exist». Занятный каламбур вышел, ко всему прочему, «hear – here». (Перевести это можно примерно так: «Если вы разговариваете, вы не слушаете. Если вы не слушаете, вы не слышите. Если вы не слышите, вы не здесь. Если вы не здесь, значит, вы нигде. Если вы «нигде», вас не существует»). Создавалось ощущение коллективного гипноза, в самом хорошем смысле этого слова. На подобного рода концертах часто не хватает полного внимания со стороны присутствующих, хотя, казалось бы, люди должны знать и понимать, куда приходят и что их ожидает. Итак, такое мощное начало способствовало дальнейшему развитию событий: музыка стала прорастать в кору головного мозга каждого слушателя с крохотных шорохов и полевых записей, постепенно увеличиваясь в размерах, нарастая густым дроновым мхом на стенках сосудов и стенах клуба. Теперь все были именно здесь и сейчас, теперь любой случайный звук со стороны аудитории был неуместен. Вместе с Джоном весь зал путешествовал в открытом космическом пространстве, можно было почувствовать себя каким-то астероидом, дрейфующим из одного конца Вселенной в другой. Звуковой поток был настолько пронзающим и сильным, что терялось ощущение времени, не осталось ничего, кроме нескончаемого течения эйфории. Выступление этого музыканта было для меня самым вдохновляющим, возникло желание поделиться своими мыслями и впечатлениями с человеком, который так трепетно относится к магии бестелесного звука. Волшебник Джон оказался приятным собеседником, все его слова по поводу отношения к музыке искренни, а в его творениях чувствуется полная самоотдача и присутствие потустороннего, чего-то такого, что не все могли бы заметить, смотря на вещи повседневным взглядом. Хочется сказать, что в плане общения Монофест был весьма располагающим мероприятием: дружественная, доброжелательная атмосфера установилась сама собой, что способствовало сближению сфер, ведь в роли международного языка в этот раз выступила сама музыка.
|
Справа налево: John Grzinich, Vlad Sikach (SiJ), Tim Six (Creation VI) |
Завершали фестиваль французские электронные экспериментаторы
Pacific 231 и
Lieutenant Caramel. Признаться, лично мне не совсем близок чисто технический подход к созданию музыки, который продемонстрировали музыканты. Как сказал один мой товарищ, который побывал на концертах Монофеста в Киеве, это «музыка без любви», с чем трудно не согласиться. Любвеобильное звучание пространства, когда эхом отзывалось все твое существо – это сотворил Гжинич своими феерично-природными музыкальными водоворотами. Может быть, по этой причине сэт французов показался очень пресным и ломким, надрывным и бушующим – не так просто было выйти из того транса, в который приятно было окунуться во время размеренной и гармоничной игры эстонца. Сложно, кстати, говорить о какой-то гармонии в конкретной музыке – это как раз нечто несбалансированное, что-то похожее на переключение радиостанций или на «нарезной салат», что, в принципе, предполагает под собой нарушение всяких правил музыкальности – в общем, французы явили чистейший постмодерн. Но если современное искусство идет наперекор всем законам, нередко выставляя напоказ неотфильтрованный поток сознания, то не будет ли постоянное нарушение всяких установок считаться своеобразным правилом?.. По поводу этого весьма противоречивого вопроса и массы других можно подумать, посетив, к примеру, какой-либо из музеев, посвященных постмодерну – пищи для размышлений предостаточно.
Lieutenant Caramel и Pacific 231
Прошедший фестиваль является событием неординарным и многогранным, для каждого слушателя нашлось что-то близкое и интересное. Немаловажно то, что качество звука было на высоте, что открывало для самих же музыкантов большие возможности. Хочется поблагодарить Дмитрия за все старания в приготовлении вечера и пожелать удачи в организации дальнейших мероприятий. Было бы замечательно побывать на концертах Монофеста и в следующем году. А тем, кому не удалось лицезреть все воочию в августе 2013, рекомендую ознакомиться с творчеством представленных участников. Следите за обновлениями!
|
Monofest crew |